Колонка руководителя

В этом разделе Вы можете ознакомиться с некоторыми авторскими материалами генерального директора Ирины Леонидовны Маминой, отражающими личный взгляд руководителя на различные события в сфере бухгалтерского и налогового законодательства.
 
Комментарии Ирины Леонидовны Маминой вы также найдете в проекте: информационно-аналитическая рассылка  "Мастер-класс для бухгалтера от Ирины Маминой"
 
 
 

1 августа 2017 г.

Основные тезисы презентации И.Л. Маминой  и итоги конгресса 20.07.2017 г. в г. Москва «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ» (сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ)

 

 

 

1.ККТ при безналичных электронных средствах платежа (ЭСП).

Федеральный закон №290-ФЗ от 03.07.2016 г. существенно увеличил периметр применения новых онлайн - касс с 01.07.2017 г. Сравним 2 редакции федерального закона о применении ККТ.

Редакция 54-ФЗ до изменений от 03.07.2016 г. о случаях обязательного применения ККТ

Действующаяредакция 54-ФЗ, с учетом изменений от 03.07.2016 г.

Из ст. 2: «ККТ… применяется на территории РФ … организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт  в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Из ст. 1.2. п. 1 «Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из ст. 1.1. закона об основных понятиях, используемых в Федеральном законе:

«расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей».

Термин «Электронные средства платежа» (далее – ЭСП) не определен Федеральным законом № 54-ФЗ.

В Федеральном законе 161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» ст. 3 п. 19 определяет, что «ЭСП – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».

ЦБ РФ в письме от 06.03.2012 № 08-17/950 разъяснял, что к ЭСП относятся системы дистанционного банковского обслуживания, в т.ч.:

- системы «Клиент-банк»,

- «Интернет-банкинг»,

- «Мобильный банкинг»

с использованием которых клиенты кредитной организации могут передавать в кредитную организацию распоряжения о проведении операций по счетам в качестве электронного средства платежа.

Как исключение в п.9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ названы взаиморасчеты с использованием ЭСП между юридическими лицами и (или) ИП, по которым ККТ при безналичных расчетах не применяется.

Интересно, что ст. 1 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что законодательство РФ о применении ККТ состоит непосредственно из 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

Федеральный закон №161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» не относится к законодательству о применении ККТ, однако при отсутствии установления одного из важнейших терминов (понятий) законодательства о ККТ в самом законе МФ РФ обращается к 161-ФЗ как к отраслевому законодательству: Письмо МФ РФ от 28.04.2017 г. №03-01-15/26324, др.

При этом необходимо разграничить вопросы перспектив судебного оспаривания этой позиции чиновников и практического выполнения закона.

Получается, что в периметр применения новых онлайн - касс включаются расчеты с физическими лицами:

1) наличные;

2) платежными (банковскими) картами;

3) все иные безналичные электронные способы расчетов (не только у Интернет-магазинов, но и у любых организаций и ИП);

4) возвраты средств, полученных способами 1, 2, 3;

По мнению Минфина РФ, случаи оплаты физическим лицом собственноручно через отделение банка (внесение наличных и последующий перевод) также требуют применения онлайн - касс, т.к. получатель безналичных средств не может их разграничить от иных ЭСП.

Инспекторы разъясняют, что оплата физических лиц по сделкам организаций («за юридическое лицо») также относится к случаям, требующим использования онлайн - касс.

Официальных писем по двум последним названным вопросам пока нет, но такого рода комментарии чиновники озвучивают устно в ходе семинаров, встреч, консультаций.

Согласно ст. 4.3 п. 1 Федерального закона 54-ФЗ при безналичных ЭСП расчетах необходимо использование специальной (дополнительной) кассы исключительно для указанного вида расчетов.

Можно продолжить обозначение существующих проблем для ККТ-использования при ЭСП, это:

момент формирования кассового чека (в силу пп. 12 п. 6 Закона – «в момент расчета»);

дата, время и место (адрес) расчетов, которые необходимо указывать в кассовом чеке;

насколько возможна автоматизация;

гарантии безопасности работы такой автоматизированной системы ККТ при ЭСП;

Ввиду практической невозможности в настоящее время реализовать выполнения 54-ФЗ по применению ККТ при безналичных ЭСП МФ РФ разъяснил о переносе срока начала использования ККТ при ЭСП на период с 01.07.2018 г. (в случаях, если аналогичные требования отсутствовали по состоянию на дату вступления 290-ФЗ от 03.07.2016 г. Например, расчеты физическими лицами банковскими картами и ранее, и сейчас требуют от продавцов применения кассовых аппаратов: Письма Минфина РФ от 01.03.2017 г.  № 03-01-15/11627, № 03-01-15/11635).

Предложения:

Актуален  вопрос экономической и иной целесообразности применения ККТ при безналичных ЭСП (за исключением расчетов платежными банковскими картами и расчетов в интернет-магазине), когда денежные средства зачисляются физическим лицом непосредственно на расчетный счет организации (ИП).

 

2.Персональные данные в 54-ФЗ.

Законодательство о персональных данных (Федеральный закон №152-ФЗ от 27.07.2006 г.) относит к персональным данным: ФИО, адрес, телефон, электронный адрес, другие данные физического лица. Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершенных с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передача, …  и др. (ст. 3 закона №152-ФЗ).

Указанные действия требуют согласия от физических лиц, которое должно быть оформлено в письменном виде. Минкомсвязи РФ в своем письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснило, что  сведения в составе  кассового чека относятся к персональным данным и на них распространяется регулирование закона о персональных данных.

Кроме того, существует угроза признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных (ст.22 закона 152-ФЗ),что потребует от них  дополнительно: уведомления Роскомнадзора в установленной форме о намерении осуществлять обработку персональных данных до начала совершения действий по передаче кассовых чеков, включения в специальный реестр операторов и соблюдения иных обязанностей согласно гл. 4 закона №152-ФЗ, например, создания и публикации документа «политика в отношении персональных данных». За несоблюдение предусмотрены многочисленные административные штрафы – ст. 19.7, 13.11 КоАП РФ.

Пользователи ККТ не должны нарушать один закон, чтобы исполнить другой, а также не должны быть автоматически обременены дополнительными многочисленными обязанностями, установленными одним законом в целях соблюдения другого.

Налоговые органы, не оспаривая факт наличия персональных данных в кассовых чеках, их сбор, хранение, передачу, а также риски бизнеса за нарушение 152-ФЗ (до 75 тыс. руб. за нарушение законодательства о персональных данных), тем не менее,  предлагают пользователям касс по этому вопросу обращаться с письменными запросами к уполномоченному органу – Роскомнадзору и решать проблемы своими силами.

Предложения:

Очевидно, что ФНС РФ и Роскомнадзор могут урегулировать проблему в рамках межведомственного взаимодействия, а в дальнейшем внести изменения в 54-ФЗ, исключающие требования законодательства о персональных данных при исполнении положений законодательства о ККТ.

 

3.«Дополнительные обязательные» реквизиты чека сверх Закона.

Сравним нормы ст.4.7 п. 1 № 54-ФЗ, устанавливающие перечень обязательных реквизитов кассового чека, и аналогичные положения Приказа ФНС России и Минфина РФ от 21.03.2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ).

Дополнительными реквизитами чека по Приказу, не установленными ст. 4.7. п. 1  закона, в частности, являются:

 - QR-код,

 - имя, отчество и ИНН кассира (в законе – только фамилия),

 - признак агента, комиссионера поверенного, а также данные поставщика при агентировании (наименование поставщика, его телефон) (в законе только платежные агенты и платежные субагенты),

 - идентификация товара в качестве подакцизного,

 - все признаки способа расчета (таблица 28 Приказа), все признаки предмета расчета (таблица 29 Приказа). В законе назван в качестве реквизита лишь признак расчета (без способа и предмета) в составе: приход, возврат полученных средств, возврат прихода, расход, возврат расхода (соответствует таблице 25 Приказа).     

Ст. 4.7 п. 5 закона предоставлено право Правительству РФ устанавливать дополнительные обязательные реквизиты кассового чека или БСО в составе кода товарной номенклатуры, определяемого Правительством РФ.

Ст. 4.7 п. 7 закона установлено, что кассовый чек и БСО могут содержать иные реквизиты, не указанные в ст. 4.7. п.1 54-ФЗ, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.

Указанные дополнительные реквизиты чека, включаемые в состав кассового чека с учетом сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты, установлены Приказом – это ter 1191-1192.

Каковы правовые статусы иных дополнительных реквизитов Приказа, не установленных 54-ФЗ?

Ст. 4.1 (п.4 абз. 12 и п. 5 абз. 6) закона установлено право уполномоченных органов:

- утверждать обязательные форматы (по сути формы, а не их реквизиты) фискальных документов;

- устанавливать дополнительные реквизиты следующих фискальных документов:

     отчет о регистрации;

     отчет об изменении параметров регистрации;

     отчет об открытии смены;

     кассовый чек коррекции;

     отчет о закрытии смены;

     отчет о закрытии фискального накопителя;

     отчет о текущем состоянии расчетов;

Указанный перечень является по закону закрытым.

Рассмотрим подробнее реквизит «Признак способа расчета» (ter1214), формирование которого вызывает наибольшее количество вопросов.

По факту – это фиксация и предоставление в составе кассового чека состояния взаиморасчетов и процесса отгрузки с клиентом в режиме реального времени:

     полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета,

     частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета,

     аванс,

     полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета,

     частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит,

     передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит,

     оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита).

Получается, например, при оптовой торговле в момент расчета кассир обязан располагать актуальными сведениями о состоянии дебиторской задолженности и о процессе отгрузок партий товаров в отношении каждого контрагента.

Формирование кассового  при «передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит» вообще не следует из закона, т.к. в этом случае отсутствуют расчеты. При этом исключительно расчеты являются основанием для использования ККТ – ст. 1.1. закона.

Еще один пример. При возврате товара покупателем без оплаты (без возврата денежных средств покупателю) также отсутствует расчет, поэтому требование о применении кассы в этом случае незаконно.

Кроме того, кассир в случае выполнения названных требований Приказа по содержанию всех дополнительных составляющих чека волшебным образом превращается дополнительно в IT-инженера + юриста + бухгалтера по расчетам с покупателями + главного бухгалтера +специалиста по налогам+ менеджера по отгрузкам+ финансового аналитика.

Насколько названный функционал онлайн супер-кассира адекватен должности? Очевидно, что этот вопрос не имеет ответа.

Кассовый чек угрожающе превращается в некий ультра квази-документ (аналог УПД) с элементами учетного (бухгалтерского) регистра. Эти тренды не соответствуют назначению кассового чека как расчетного (денежного) документа и сложно реализуются в отраслях, не относящихся к рознице: оптовая торговля, услуги, др.

Также вижу дополнительные сложности онлайн - кассового чека, связанные с «мгновенностью» документа (в силу отсутствия  времени на его оформление, как, например, 5 дней для счета-фактуры) и созданием его на уровне кассира.

Предложения:

Во избежание затруднений в практическом применении названных дополнительных обязательных реквизитов кассового чека, не установленных законодательством, необходимо привести их перечень в соответствии со ст. 4.7 закона.

 

4.НДС в кассовом чеке.

Налицо неопределенности с НДС, в том числе при расчетах через агента, когда в кассовом чеке отражается система налогообложения пользователя расчетов-агента, которая может не совпадать с режимом налогообложения принципала.

Это может привести к рискам и потерям покупателя, например, когда агент применяет ОСНО, а принципал УСНО. Выделенный в чеке НДС покупатель на ОСНО не сможет применить к вычету, и потеряет 18% от стоимости покупки для целей налогообложения прибыли (п. 4 ст. 170 НК РФ), хотя цена товара в этом случае не содержит НДС.

Кроме того, имеется несоответствие с п.6  ст. 168 НК РФ, устанавливающим, что «при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется».

Предложения:

Поэтому, логично исключить реквизит «НДС» из кассового чека, т.к. вычеты и начисления НДС регулируются положениями гл. 21 НК РФ и счетами-фактурами, а не документами об оплате.

 

5.Чеки при возврате.

В настоящее время технические данные ККТ не всегда позволяют проводить по операционным кассам возврат денежных средств покупателю, который осуществляется не в день продажи, например, в силу отсутствия в денежном ящике кассового аппарата прихода по кассе в этот день аналогичной или бо?льшей суммы.

Однако возврат из «основной кассы» неизбежно потребует дополнительной онлайн - кассы для таких возвратов.

Предложения:

В целях устранения дополнительных обременений пользователей касс предлагается:

• установить право пользователей касс осуществлять возврат наличных  денежных средств из операционной кассы (вне зависимости от даты покупки), а при недостатке наличных средств в операционной кассе и (или) возврате наличных средств из основной кассы организации исключить обязанность применения ККТ.

• исключить обязанность применения ККТ при возврате средств покупателю – физическому лицу посредством безналичных ЭСП расчетов.

 

6.Без права на ошибку.

К сожалению, пока отсутствуют реальные способы корректировки технических ошибок, ошибок исполнителя, выявленных после закрытия смены, например, на следующий день либо позднее. Ст. 4.3. пп. 4 закона установлено, что «при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены») и следовательно, ошибка, выявленная «день в день» правится чеком корректировки, но как быть, если ошибка найдена позднее? Неужели кассир, аналогично саперу не имеет права на ошибку?

Рекомендации чиновников по использованию для исправления допущенных ошибок посредством «чека на возврат» неверны по существу, т.к. по факту получение денежных средств от покупателя отсутствуют.

Предложения:

Мы предлагаем выработать и закрепить в законе либо в подзаконном нормативном акте порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов кассового чека, в т.ч. выявленных позднее дня их совершения через текущий чек корректировки.

 

7.Введение «штрафных каникул».

Пользователи касс на практике оказались лишены времени на настройку и внедрение онлайн - касс, доработку необходимых выгрузок из бухгалтерских программ в ККТ и рискуют быть привлеченными к налоговой ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за использование ККТ с нарушением порядка и условий применения онлайн - касс (штраф до 10 тыс. руб.).

Предложения:

Считаем, что необходимо установить «каникулы» по неприменению штрафных санкций по ст. 14. 5 КоаП РФ за нарушения законодательства в сфере ККТ, в т.ч. за ошибки в применении онлайн - касс на период по крайней мере до 31.12.2017г.  Это позволит пользователям касс осуществить необходимые настройки и внедрение онлайн - касс в разумные сроки.

 

8.Риски поломки ККТ.

В настоящее время не действует порядок замены кассового аппарата при поломке онлайн - кассы. Получается, что бизнес-деятельность должна немедленно «замереть» до момента устранения поломки, в противном случае налогоплательщика ожидают значительные суммы штрафов по ст. 14.5. КоАП РФ за неприменение ККТ (до 100% от суммы выручки, но не менее чем 30 тыс. руб.).

Предложения:

Предлагается выработать и закрепить в законе либо в подзаконном нормативном акте порядок замены ККТ при поломке, аварии и освобождение пользователя касс от административной ответственности в этом случае.

По итогам обсуждения на конгрессе 20.07.2017 г. названных выше проблем, а также многих других, А.А. Сорокин, начальник Отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки ФНС РФ, сообщил о том, что чиновники приступили к разработке поправок в 54-ФЗ.

Будем ожидать нововведений, но произойдет это наверняка не ранее конца 2017 г. – начала 2018 г. Надеемся, что хотя бы часть имеющихся пробелов и нестыковок кассового законодательства будет устранена.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Другие обращения:

23 мая 2016 г.

Комментарии к судебной практике по  привлечению контролирующих лиц организации к субсидиарной ответственности по налоговой задолженности или Страшный сон руководителя о взыскании налогов.

 

7 декабря 2015 г.

Резолюция по итогам работы конференции Уральской ТПП «Подводим первые итоги нового администрирования НДС. Актуальные вопросы защиты прав налогоплательщика», состоявшейся 25 ноября 2015 г.

 

2 декабря 2015 г.

Резолюция СРО НП «РКА» и СРО НП МоАП по проекту внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), касающихся установления нового вида административной ответственности за грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности.

 

24 декабря 2014 г.

Комментарии Федерального закона № 403-ФЗ от 01.12.2014 г. о внесении изменений в закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

28 июля 2014 г.

«О новых требованиях к составлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности по МСФО»
 

 

 

11 июля 2014 г.

Комментарии к законопроекту № 316841-6 в Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности»
 

 

8 декабря 2012 г.

Бухгалтерская отчетность «упрощенцев»: ответ Минфина РФ Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. (ст.6), действующим с 01.01.2013 г., установлена обязанность для всех организаций вне зависимости от режима налогообложения вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность.

 

29 октября 2012 г.

"НДС - восстановление не знает границ" Совместное письмо МФ и ФНС от 14.06.2012 г. № ЕД-4-3/9782@, направленное по системе - это официальная позиция чиновников по применению новой редакции ст.170 п.3 пп.5 НК РФ, введенной 245-ФЗ с 01.10.2011 г.

 

1 марта 2012 г.

Об объеме бухгалтерской отчетности для малых предприятий! Согласно Приказу МФ № 66н от 02.07.2010 г. все организации (включая малые предприятия) обязаны, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год, сдавать полный комплект отчетности.